Вышло в свет тематическое приложение к «Российской газете» «Безопасность».

04 декабря 2007 г.

В проекте представлены аналитические и новостные материалы о безопасности в различных сферах промышленности, энергетики, транспорта, связи, телекоммуникаций, материалы предприятий, работающих в данном секторе и заинтересованных в расширении своего присутствия на рынке. В приложении опубликован и материал, посвященный деятельности Единой национальной диспетчерской системы России.

По пути с космическими технологиями.

Системы спутникового мониторинга находят применение в сфере дорожной безопасности.

    Последние два года правительство России принимает ряд мер по развитию отечественной глобальной навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС». Президентом РФ Владимиром Путиным, председателем правительства и ведомственными министрами подписаны законодательные акты, давшие новый импульс развитию космических технологий. Очевидно, что, наряду с использованием уникальной спутниковой системы в военных целях для безопасности страны, она найдет применение и в социально-экономической сфере. Иными словами, государство планирует сделать «космос» доступным для каждого.

Эта идея не выглядит нереальной, когда знакомишься с работой первого национального оператора услуг спутникового мониторинга – Единой национальной диспетчерской системой России (ЕНДС). Несмотря на то, что проект существует менее года, он уже объединил порядка 40 действующих операторов навигационно-телематических услуг почти во всех регионах РФ и странах ближнего зарубежья.

– Идеология построения ЕНДС базируется на единстве технологических, сервисных, маркетинговых и экономических факторов каждого участника проекта, – рассказывает президент компании Александр Семкин. – Это означает, что сегодня в России де-факто формируются новые стандарты качества навигационно-телематических услуг в самом широком смысле этого слова. Здесь и охранно-поисковые услуги, направленные, в первую очередь, на безопасность, и диспетчеризация, где акцент от использования услуг смещается в сторону экономической составляющей работы транспортных предприятий, а также дополнительный сервис для всех клиентов системы.

В ближайшее время будет закончено создание многофункциональной, взаимосвязанной сети круглосуточных диспетчерских центров на всей территории РФ. В каждом субъекте планируется открыть не менее одного такого центра со всей необходимой инфраструктурой - высококвалифицированной инженерной командой и сервисным сопровождением.

Принцип работы системы аналогичен роумингу компаний сотовой связи. Другими словами, когда будет завершено построение всей инфраструктуры ЕНДС, клиенты станут «видимы» во всех регионах РФ и странах бывшего СНГ. Автотранспортное средство, пересекая границы различных краев и областей, будет передаваться в так называемую «зону ответственности» ближайшего диспетчерского центра. Такая схема работы позволит в разы повысить оперативность реагирования на различные дорожные ситуации, будь то рядовая поломка или разбойное нападение на владельцев автотранспортных средств. Примечательно, что такие диспетчерские центры работают не сами по себе, а в тесном сотрудничестве с различными реагирующими структурами: региональными подразделениями МВД, МЧС, медицинской помощью, аварийно-техническими службами. Все отношения закреплены на юридическом уровне, что придает им особый статус надежности.

Являясь «локомотивом» услуг спутникового мониторинга на российском рынке, ЕНДС активно развивается. На сегодняшний день компанией обслуживается более десяти тысяч единиц транспортных средств. Цифра, думается, говорит сама за себя. При этом клиентами выступают как физические, так и юридические лица. Для последних предоставляется «золотое решение», которое позволяет на треть минимизировать расходную часть, связанную с работой автопарков. Этим и объясняется интерес руководителей-хозяйственников к системам спутникового мониторинга.

За недолгий период своего существования компания выиграла ряд принципиальных конкурсов в различных городах России: Москва, Орел, Брянск, Киров, Ставрополь, Тула – их неполный перечень. Эти тендеры проводились муниципальными образованиями в рамках реализации постановления правительства №365 от 09.06.2005г., предусматривающего обязательное оснащение ГЛОНАСС-GPS –оборудованием транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров, опасных и ценных грузов. На сегодняшний день еще порядка шести городов объявили о проведении конкурсов по установке на общественный транспорт и коммунальную технику систем спутникового мониторинга и диспетчеризации.

Технологическую основу работы ЕНДС составляют не зарубежные, а российские научные решения, разработанные ведущим производителем навигационно-телематического оборудования в России – НТЦ «Навигатор Технолоджи» (г. Орел). В ближайшее время на базе этой платформы будут развиваться дополнительные сервисные услуги, связанные с оптимизацией логистики и повышением эффективности работы спецтехники (строительной, сельскохозяйственной, коммунальной и др.).

Одной из приоритетных задач руководство ЕНДС видит в обеспечении безопасности грузоперевозок на территории РФ. На конец текущего года запланировано совместное мероприятие, в котором примут участие подразделения Минтранса РФ, МВД и ФСБ России. Пройдет оно на одной из западных магистралей в так называемом «коридоре безопасности». На практике будет отрабатываться алгоритм взаимодействия всех элементов системы на различные чрезвычайные ситуации. По словам Александра Семкина, руководство компании открыто к конструктивному диалогу с различными государственными структурами для решения задач, связанных с обеспечением безопасности транспорта на дорогах страны. Уже сегодня ЕНДС активно сотрудничает с уполномоченными структурными подразделениями Минтранса РФ, Росавиакосмоса, МВД для гармонизации технологических протоколов работы системы и разработки действенной нормативной правовой базы для всех секторов российской экономики.

    О том, что в ближайшее время навигационные спутниковые системы выйдут «из тени» на передовые позиции наглядно свидетельствует и мировой опыт.

 - Мы не впереди планеты всей, но и далеко не аутсайдеры по построению единой сети операторов. С развитыми западными странами идем примерно на одном технологическом уровне и в организационной составляющей, хотя по законодательным инициативам они нас несколько опережают, - отмечает Александр Семкин. – В мире на протяжении последних десятилетий на государственном уровне ведется реализация специальных проектов, связанных с повышением безопасности дорожного движения, охраны имущества и грузов, снижения смертности при ДТП. Ведущую роль здесь играют навигационно-телематические спутниковые системы.

К слову, в рамках российского проекта ЕНДС ведется активное сотрудничество с головной европейской организацией «ЭРТИКО», ответственной за внедрение проектов безопасности на транспорте в Европе. По схожему пути развития «безопасного транспорта» пошли и страны Ближнего Востока, США, Китай. Более того, сегодня среди специалистов широко используется такое понятие, как интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Примечательно, что в России ИТС многие ассоциируют, в первую очередь, с Единой национальной диспетчерской системой, как ведущим оператором услуг спутникового мониторинга, охраны и диспетчеризации. По оценкам экспертов, с уменьшением цен на оборудование, в ближайшие годы в России произойдет бурный рост рынка навигационно-телематических услуг. Ведущее место здесь займут крупные игроки с высоким научным потенциалом и мощной сервисной базой на основе передовых отечественных разработок. К числу таких игроков специалисты, уже сегодня относят ЕНДС.

Вячеслав Маланичев

г. Орел