От железнодорожного полотна к спутнику. ОАО «РЖД» провело международную научно-практическую конференцию «Космотранс-2008».

25 июля 2008 г.

Открытый формат мероприятия, кстати, прошедшего в этом году во второй раз, собрал представителей более чем из ста коммерческих организаций, государственных структур. Интерес к конференции проявили западные специалисты из Италии и Швейцарии. Освещали событие журналисты печатных и электронных изданий.

Как отмечали представители РЖД, инновационная стратегия развития акционерного общества, являющегося крупнейшим перевозчиком грузов на территории России, не мыслима без применения спутниковых технологий. В числе приоритетных задач компания видит переход к 2011 году к управлению движением на основе спутниковых технологий с автоматической идентификацией подвижного состава. В ближайших планах – создание «интеллектуальных» поездов со встроенной системой автоведения и самодиагностики. Очевидно, что высокотехнологичные изменения продиктованы временем и географическим положением России - транзитные коридоры «восток-запад» должны стать конкурентным преимуществом отечественных перевозчиков. Но пока это лишь слова.

- Применение спутниковых технологий позволит обеспечить оптимальное управление транспортными потоками, контролировать местонахождение транспортных средств, осуществлять непрерывное слежение и соблюдение условий безопасности, - считает заместитель министра транспорта А. Мишарин. – Четкий мониторинг движения поездов повысит эффективность и управляемость перевозок и, соответственно, увеличит транзитные грузопотоки за счет повышения качества и безопасности.

О том, как реально могут использоваться спутниковые технологии, на конференции говорили достаточно много. В качестве примера, можно привести события минувшего года, когда на территории Украины горели армейские склады. Тогда на время было парализовано движение железнодорожного транспорта. Десятки поездов остановились в пути, сбившись с графика движения. По признанию представителей РЖД, на тот момент они не имели объективной информации о количестве поездов и времени их задержки. Были бы составы уже тогда оснащены спутниковыми системами, таких вопросов бы не возникало.

- Спутниковые технологии перестали быть доступными только для военных, - отметил член военно-промышленной комиссии при правительстве РФ А. Бобрышев. - Сегодня и завтра представить жизнь без спутниковых технологий невозможно. Основная задача – максимально использовать потребительские возможности систем для большинства пользователей в целях социально-экономического развития, как отдельных регионов, так и страны в целом.

По официальной информации, сегодня спутниковыми системами передачи данных оснащено более ста пассажирских поездов. До 2010 года планируется потратить порядка четырех миллиардов рублей на оснащение железнодорожного транспорта. По экспертному заключению, суммарный объем телематического оборудования на подвижный состав составит 28-30 тысяч единиц. Средства на проектные работы и внедрение выделит РЖД, как коммерческая структура. По заверениям представителей компании, прозвучавших на пресс-конференции, в таких структурах долгосрочные инвестиции могут иметь срок окупаемости до 300 лет. Это не критично. Но очевидно, что в мире рыночной экономики никто вкладывать впустую деньги не будет. Ожидается, что экономический эффект от применения системы на железнодорожном транспорте составит порядка 15 процентов. Сегодня специалисты не ограничиваются лишь определением местонахождения подвижных объектов, и говорят о комплексном подходе, который и позволит в итоге создать на железной дороге «интеллектуальный» транспорт.

Выставка, развернувшаяся в центре научно-технической информации РЖД, наглядно демонстрировала достижения разработчиков для нужд железнодорожного транспорта. Интересны проекты по созданию беспилотных летательных аппаратов с дистанционным наблюдением. Они способны в режиме реального времени показывать с воздуха участки железных дорог. Целесообразно владеть такой информацией в случае чрезвычайных происшествий. Показательный запуск беспилотного аппарата для журналистов и руководства акционерного общества произвели на базе ЦНТИ. Свои поздравления участникам конференции в прямом эфире передал экипаж международной космической станции МКС-17.