Российская система ГЛОНАСС остается невостребованной потребителями.

28 января 2009 г.

Как сообщает деловая газета РБК daily,  вице-премьер Сергей Иванов в очередной раз подверг критике ход программы по развертыванию российской спутниковой навигационной программы ГЛОНАСС. По его мнению, развитие рынка абонентского оборудования с поддержкой ГЛОНАСС серьезно отстает от темпов формирования спутниковой группировки. Пока конкурентов американской системе позиционирования GPS на рынке нет, но, учитывая внимание государства к ГЛОНАСС, эту проблему можно решить. Коммерческие возможности си¬стемы ГЛОНАСС реализуются не в полном объеме, заявил вчера вице-премьер Сергей Иванов на заседании коллегии Роскосмоса.

- Надо признать, управление программой и координация деятельности государственных заказчиков по ее реализации на сегодняшний день еще малоэффективны», — отметил вице-премьер.

По словам Сергея Иванова, сегодня российским производителям фактически нечего предложить как отечественному, так и зарубежному рынку навигационных услуг. По мнению вице-премьера, для полной реализации программы необходимо подключение всех имеющихся «в нашем арсенале средств, способных продуктивно воздействовать на процесс модернизации и расширения производственной базы отрасли, в том числе это касается повышения производительности труда персонала, оптимизации внутрикорпоративных расходов». Иванов подчеркнул также, что развитие орбитальной группировки космических аппаратов, наземного комплекса управления и оснащения потребителей навигационной аппаратурой несбалансированно. Иванов добавил, что уже в феврале-марте 2009 года Госдума сможет принять закон о навигационной деятельности.

Вместе с тем,  руководитель пресс-службы ФГУП "РНИИ КП" (Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения") Александр Зубахин в интервью Агентству комментариев «Комментарии. РУ» подчеркнул, что проблема, на которой акцентировал внимание Сергей Иванов, заключается в том, что недостаточно развита «наземная» инфраструктура: отсутствие цифровых карт, узкая линейка навигационной аппаратуры потребителей. Выполнение этой задачи возложено на Минпромторг РФ (производство приемников для потребителей) и Роскартографию (создание электронных карт всей территории РФ).  По словам Александра Зубахина, предприятия ракетно-космической отрасли выполнили в 2008 году все свои обязательства по реализации Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система».

- Своевременно были изготовлены шесть космических аппаратов «ГЛОНАСС-М», которые успешно запущены на орбиту и вошли в состав орбитальной группировки ГЛОНАСС. На сегодняшний день в составе орбитальной группировки ГЛОНАСС двадцать космических аппаратов, которые обеспечивают 100-процентную доступность системы с территории РФ, - рассказал агентству новостей Александр Зубахин. - В текущем году в два этапа будет запущено еще шесть космических аппаратов, что позволит предоставлять услуги отечественной системы навигации по всему миру. Сегодня специалисты нашего предприятия разрабатывают новейшие приборы для навигационных спутников следующего поколения. В 2010 году начнутся летные испытания нового космического аппарата – «ГЛОНАСС-К» с гарантированным сроком активного существования 10 лет.

Как отметил руководитель пресс-службы ФГУП «РНИИ КП», новый спутник системы отечественной навигации будет отличаться от своего предшественника не только увеличенным сроком службы. Этот космический аппарат выполнен на негерметичной платформе. В отношении целевой аппаратуры – это объединение ряда приборов в один комбинированный прибор для повышения точности. В нем используются иные аппаратурные решения. Помимо этого, на борту «ГЛОНАСС-К» планируется разместить ретрансляторы сигналов международной системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ – самой гуманной спутниковой системы.

- По большому счету, GPS пока является единственной работающей на полную мощность системой позиционирования, покрывающей всю планету, так что реальных конкурентов у нее пока нет, — прокомментировал РБК-daily аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. — Основные производители делают навигаторы именно под GPS, на рынке представлен широкий ассортимент таких устройств, которые в среднем на 30% дешевле немногочисленной продукции, ориентированной на ГЛОНАСС. Крупным игрокам может быть не очень интересен достаточно узкий сегмент, а у небольших не хватает ресурсов. Нельзя исключать, что такое производство будет профинансировано из государственных средств, например госкорпорации «Роснанотехнологии».

Ведущий аналитик Mobile Re¬search Group Эльдар Муртазин говорит, что при нынешнем уровне поддержки ГЛОНАСС со стороны государства из него можно сделать успешный коммерческий проект, но сейчас развитием системы занимаются люди, которые не до конца знают, как это сделать: «В нынешнем виде у этого проекта нет шансов».