Технологии ЕНДС находят все большее применение в деятельности муниципальных и коммерческих предприятий.

03 апреля 2010 г.

В «Российском космосе» вышел материал, посвященный вопросам внедрения навигационно-телематических систем в реальный сектор экономики.

Как информирует издание, спутниковые технологии ГЛОНАСС/GPS находят все большее применение в деятельности муниципальных и коммерческих предприятий. При этом для хозяйственников интерес заключается в экономической составляющей – возможности оптимизации бизнес-процессов, когда оснащение автопарков системами спутниковой навигации рассматривается как инвестирование в собственное производство. Каждый вложенный рубль в итоге оборачивается сокращением издержек.

Наверное, одними из первых на экономическую целесообразность использования систем мониторинга обратили внимание чиновники Орловской мэрии. Власти решили навести порядок на "Спецавтобазе по санитарной очистке города". Претензии возникали к работе мусоровозов, поливочных машин и специальной техники. Как отмечает главный инженер предприятия Виктор Мелихов, большинство водителей поливочных машин половину рабочего дня вместо того чтобы исполнять свои обязанности, простаивали на водозаборном узле. Были и такие, кто в это время подрабатывал в дачных кооперативах, обеспечивая их жильцов водой. Однако за руку нерадивых сотрудников никто не ловил.

Первые навигационные системы на коммунальные машины устанавливались скрытно. Был получен и первый экономический эффект. Если до внедрения системы водителю ежедневно выдавали 65 литров топлива в день, то после стало хватать и 45. В целом по предприятию расходы на топливо, масло и прочие материалы снизились примерно наполовину. Потеряв "левую" выручку, водители начали массово увольняться. Правда, через некоторое время, как правило, возвращались - у частников условия работы еще жестче. На "Спецавтобазе" космические технологии контролируют работу уже 60 единиц спецтехники. Среди них - два дорогостоящих шведских универсальных агрегата. Все их перемещения в режиме реального времени отображаются на мониторе компьютера в мэрии.

Не менее любопытные цифры были получены в Воронежской области, где газовики установили навигационные системы на газовозы сжиженного газа. Поэтапно оснастили интенсивно эксплуатируемые автомобили, в том числе машины аварийной службы Воронежа и Новоусманского района. Опыт первых месяцев эксплуатации показал, что за счет оптимизации маршрутов, улучшения дисциплины водителей эксплуатационные расходы сокращаются до 44 процентов.

По мнению ряда экспертов, в прошлом году в угоду рынка наблюдалась устойчивая тенденция усложнения решений, с разработкой дополнительных функций и интегрированием навигационных программ с программами бухгалтерского учета.

- Системы сегодня устанавливаются с большим количеством самого различного дополнительного оборудования, в результате чего повышается общая трудоемкость внедрений, при тех же экономических расчетах. Это заставляет производителей оборудования и программного обеспечения модифицировать выпускаемые решения, значительно повышать их потребительские свойства, - отмечает президент группы компаний «Навигатор» Александр Семкин. – Сегодня участники рынка предлагают широкий круг решений, где учитывается специфика работы предприятий различных форм собственности и отраслей экономики. Важен комплексный подход по автоматизации бизнес-процессов.

С использованием технологий ГЛОНАСС активно разрабатываются отраслевые решения. Так большинство иностранных компаний, работающих в России, уже давно свели дебет с кредитом и вывели простую истину, что намного эффективней предотвращать аварии на дорогах, чем потом за них расплачиваться. В результате в транснациональных компаниях на свет появился свод строгих правил по автомобильным перевозкам, а вот их контроль специалисты уже доверили спутниковым технологиям. Система получила название «безопасного вождения», когда контролируется не просто скорость движения, а стиль вождения с экстренным торможением и углом поворота. По итогам месяца руководитель видит, кого из водителей поощрить, кого подучить, а кого и уволить за безалаберность.

Еще одно не менее любопытное решение с использованием высоких технологий было внедрено в Орле и Курске для обеспечения безопасности горожан. В общественных местах установили специальные кабинки, оснащенные кнопкой экстренного вызова милиции. Беспроводная связь позволяет бороться с уличной преступностью. Первыми ее возможности испробовали на себе жители Курска. По словам начальник УВД по Курской области Виктора Булушева, раскрытие преступлений по «горячим следам» во многом зависит от скорости поступления информации. Беспроводные технологии увеличивают оперативность информирования милиции, а значит, автоматически возрастает и вероятность раскрытия преступлений. К тому же видеокамера, расположенная в кабинке, создает для граждан видимую зону безопасности, которую контролируют сотрудники дежурной части. Только за первые месяцы эксплуатации в курскую милицию поступило более пятидесяти обращений горожан по различным вопросам.

Под присмотром ГЛОНАСС ощутили себя более безопасно и врачи Тверской станции скорой помощи. Буквально на днях их «кареты» оснастили приборами спутникового мониторинга, при этом доктора получили на руки тревожные кнопки-оповещения, связанные с системой в единое целое. В случае нападения наркоманов или хулиганов во время выезда (в подъезде или в квартире буйного пациента), их коллеги теперь смогут оперативно прийти ему на помощь и весьма кстати вызвать стражей порядка.